Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Под
специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия
обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных
образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы,
индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования,
представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в
Российской Федерации»
Обучающийся
с ограниченными возможностями здоровья— физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Инвалид—
лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория
«ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным
учреждением медико-социальной экспертизы.
Прием
ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида на обучение осуществляется образовательной
организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических,
информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных
представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической
комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
МБОУ
«Начальная школа - детский сад №71» осуществляет обучение воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ,
адаптированных для обучения указанных обучающихся.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для коррекционно-развивающей работы с детьми:
- кабинет психологической разгрузки.
Для реализации АОП:
·
физкультурный зал;
·
музыкальный зал;
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
-спортивная площадка;
-цветник;
-огород.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В микрокабинетах
групповых комнат располагается:
- учебно-методическая
литература
- наглядные пособия
- детская
художественная литература, энциклопедии для дошкольников
В комнате творчества:
- периодические
издания профессиональной направленности( электронный и бумажный формат)
Имеется подборка
видеоматериалов и аудиотека по содержанию ООП ОП ДО.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации режима двигательной
активности, развития физических качеств дошкольников, в том числе для детей с
ОВЗ, детей инвалидов, в МБОУ «Начальная школа
- детский сад №71» оборудованы:
- просторный физкультурный зал с
наличием в нем оборудования для развития движенийи игр детей; спортивные
снаряды и атрибуты для организации бега, ходьбы, лазания, метания, подвижных
игр;
- организуются уголки ФИЗО в группах
с наличием в них оборудования для развития двигательной активности и физических
качеств; оборудование для профилактики плоскостопия и закаливающих процедур;
- площадки для прогулок по количеству
групп с игровым оборудованием;
- оснащенная спортивная площадка на
улице.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ «Начальная школа - детский сад №71» оснащено
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, расходными материалами,
инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность; организован свободный доступ детей,
в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МБОУ
«Начальная школа - детский сад №71» построен в 1982 году, в связи с чем не
предусмотрено наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих
доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На
основании плана дошкольного учреждения по реализации мероприятий по обеспечению
доступности ДОО для лиц с ограниченными физическими возможностями, имеется
выделение желтым цветом полосок для слабо видящих людей.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.имеется пандус
Специальные условия питания
Оборудование и персонал пищеблока МБОУ «Начальная
школа - детский сад №71» обеспечивает потребность воспитанников трехразовым
питанием. Создание отдельного меню для лиц с ОВЗ, детей инвалидов не
практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Деятельность
по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей детей, в томчисле детей инвалидов. детей с ОВЗ (с
учетом рекомендаций ТПМПК, прграмм реабилитации инвалида), путем оптимизации
режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН);
осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и
психическим состоянием детей; проведения закаливающих процедур; обеспечения
условий для успешной адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей и
родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В
ДОУ проводится ежедневный утренний прием детей воспитателями, которые
опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение
температуры) в присутствии родителей, по показаниям.
Два
раза в неделю воспитатели проводят осмотр детей на педикулез. Два раза в месяц
осмотр проводит врач педиатр и медицинская сестра . Результаты осмотра заносят
в специальный журнал.
Системность
деятельности дошкольного учреждения по вопросам здоровьесбережения
воспитанников отражается в содержании реализуемой ООП ОП ДО. В ДОУ
систематизированы: инструкция по охране жизни и здоровья детей, инструкция по
безопасности в местах массового пребывания детей, инструкция по пожарной безопасности.
Образовательный
процесс организуется в рамках календарно-тематического планирования на основе
принципа событийности в разных видах детской деятельности и культурных
практиках. Такая организация образовательного процесса позволяет использовать
ресурсы сетевого взаимодействия в решении образовательных и воспитательных
задач, а также задач здоровьесбережения участников образовательных отношений.
Особое
место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение
всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения
двигательной активности режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в
свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое
оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки.
Широко используются корригирующие гимнастические спортивные игры и
соревнования, общие сезонные и народные праздники.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным
системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут
быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Начальная школа - детский
сад №71» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых
существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, компьютерная
техника, аудиотехника (колонки), видеотехника (мультимедийный проектор).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С
целью психолого – педагогического сопровождения используются:
интерактивные упражнения для развития высших психических функций «Внимание, память, логика»,
психодиагностический комплект детского психолога М.М.Семаго, Н.Я.Семаго,
интерактивные игры сайта«Играемся.ру».
Имеется видеотека, аудиотека музыкальных и литературных произведений