Методические работы

Реализуемые образовательные программы

 Направление образовательных программ:

 Деятельность детского сада определяется приоритетными направлениями своей работы:
  1.  Физкультурно-оздоровительное направление  
- охрана жизни и укрепление здоровья;
- оздоровительно – профилактическая работа;
- физкультурно-оздоровительная работа.

2.  Художественно – эстетическое направление 
- развитие эстетического восприятия мира природы и социального мира;
- развитие художественного восприятия произведений искусства, ИЗО – деятельности;
- развитие самостоятельной художественной деятельности.

3.  Познавательно – речевое направление 
-
формирование у ребенка целостной картины мира;
- овладение звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, освоение грамотой.

4.  Социально-личностное направление 
- воспитание гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике;
- формирование социально – коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений;
- воспитание ответственности и самостоятельности. 

"Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. Соответствует ФГОС.

Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Структура программы: программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:
• ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);
• младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);
• старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). 
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Программа «Радуга» - частично

Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

Цели:

1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.

2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.

3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное про­живание периода дошкольного детства.

         В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.

На этой основе предлагаются  3 типа мотивации:

·        игровая мотивация,

·        мотивация общения

·        мотивация личной заинтересованности.

         Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, ок­ружающий мир.

Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, развития и обу­чения детей в условиях детского сада. .

Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самосто­ятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой зада­чу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не по­теряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образо­вательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, уме­ний и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

«Радуга» - это семь важнейших видов деятельности, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Рекомендована Министерством образования РФ. 

Программа «Развитие»- частично

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

         Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

 В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера  о  развитии способностей.

Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач  должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

 Программа составлена для каждого возраста.

 Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает про­ведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или само­стоятельной деятельностью.

Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирова­ние» , «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми пла­нами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет пол­ный комплект пособий в помощь педагогам.

Рекомендована Министер­ством образования РФ.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»- частично

Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в раз­личных   неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственно­сти за свое поведение.

В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем — всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

В содержание  программы  включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоцио­нальное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особен­ностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бы­товых условий городской и сельской местности.

В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов

Программа имеет учебно-методический комплект: учебное посо­бие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дош­кольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

Рекомендована Министер­ством образования РФ.

 Программы экологического воспитания

Программа «Юный эколог»- частично

Автор: С. Н. Николаева.

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.

Программа может быть использована любым дошкольным учреж­дением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе представлено пять разделов:

·        первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания;

·        третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных;

·        в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут    наблюдать;

·        пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназ­начена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».

         К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошколь­ников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Наш дом — природа»- частично

Автор: Н. А. Рыжова.

Программа для старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста.

Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гу­манной, социально активной, творческой личности, способной пони­мать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на при­роду и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека.

Данная программа обеспечивает преемственность  в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».

К программе выпущены методические разработки, представлен­ные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др.

Рекомендована Министерством образования РФ

Программы художественно-эстетического цикла

Программа «Природа и художник»- частично

Автор Т. А. Копцева.

Цель: приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры и формирование представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет присталь­ного изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.

Предлагаемая система художественно-творческих заданий основана на целевых установках программы «Изобразительное искусство и худо­жественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.

Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир ис­кусства».

Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»

Автор Л.В.Куцакова.

Цель: развитие конструкторских умений и художественно-творчес­ких способностнй детей, ознакомление их с различными приемами мо­делирования и конструирования.

Программа содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обу­чения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышле­ние, воображение, творческие умения, практические навыки, художе­ственный вкус.

В авторском пособии «Занятия с дошкольниками по конструиро­ванию и художественному труду» дана развернутая технология обуче­ния детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, кар­тона, строительного, природного, бросового и других материалов. Под­бор учебного материала для творчества отвечает принципам дидакти­ки и возрастным возможностям детей.

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программа «Я, ты, мы»- частично

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной ком­петентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои вза­имоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликт­ных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.Хочу такой сайт

В программу входят следующие разделы:

·        «Уверенность  в себе»;

·        «Чувства, желания, взгляды»;

·        «Социальные навыки».

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комп­лект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нра­вится?», «Веселые, грустные...», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством образования РФ

Программа «Я — человек»- частично

Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сфор­мировать у него представление о себе как о представителе человечес­кого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, пра­вах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством соб­ственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Програм­ма включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.  Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Ав­тором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может слу­жить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- 

Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.-частично

Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) ба­зиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного на­рода, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Программа состоит из трех ча­стей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются фор­мы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части да­ются перспективные и календарные планы работы с детьми всех воз­растных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В

третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наи­более часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Перечень используемых программ, пособий  регионального характера:

 1.   Программа воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях Дагестана «Родничок». Махачкала, Дагучпедгиз, 1992г.

 2.  «Дети гор», региональная программа развития и воспитания дошкольников Дагестана. автор В. Кондрашова. г.Москва, 2001г.

 3.   Байрамбеков М.М. Система занятий по изодеятельности. Пособие.

 4.   Агабекова С.С. Программа по музыкальному воспитанию.  г. Махачкала.

 5.   Идрисова З.И. Подвижная игра – спутник жизни ребенка. Пособие, г. Махачкала, 2003г.

 6.  Х.Тагирова. Отчий дом.  г.Махачкала.

 

22.10.2018

Инструктивно – методические рекомендации педагогам:

«Наша традиция - быть здоровым»

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье- важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

   Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни- это важная педагогическая задача. Мы знаем, что программ по ознакомлению с ЗОЖ множество, и большинство из них акцентирует внимание на формирование навыков ЗОЖ. Общей целью при создании программ является следующие задачи:

·       Сформировать у детей адекватное представление об окружающих людях (о строении своего тела)

·       Научить «слушать» и «слышать» свой организм

·       Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека

·       Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников

·       Развивать умение сочувствовать, сопереживать чужой боли

·       Ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представление о правилах ухода за больными (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения)

Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику не могут. Вследствие этого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается. Но мы ставим перед собой такие задачи:

·       Формировать представление о себе как об отдельном человеке, рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире, показать модели социального поведения.

·       Знакомить с правилами выполнения физических упражнений(внимательно слушать сигнал, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения

·       Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку со взрослым и т.д.)

·       Рассказывать об источниках опасности в доме и групповой комнате, разъяснять правило «нельзя»

·       Рассказать о правилах поведения за столом, познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, уход за телом, купание, за внешним видом, чистотой жилища.

   Средняя группа.

В средней группе воспитатели должны познакомить с  внешними частями тела, дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов, знать основные правила заботы о нем.

·       Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать одежду и т.д.

·       С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, самочувствием («я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным», «я чищу зубы, значит они не будут болеть»)

·       Рассказывать о ПДД

·       Рассказывать о правилах первой помощи при обморожениях и травмах (замерзли ноги- попрыгай…)

·       Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности умывания, одевания, правил гигиены

·       Рассказывать как садиться за стол, не разговаривать с полным ртом, не играть со столовыми приборами и т.д.

·       Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком.

Старшая группа.

·       Расширять знания ребенка о себе (рассказать для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышем и т.д.

·       Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной и оздоровительной гимнастикой

·       Беседовать о режиме активности и отдыха, о необходимости планировать свое время, прогулке при любых погодных условиях, приеме пищи, сне, осознанно выполнять физические упражнения, понимать их значимость для здоровья.

·       Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями, ходить вокруг домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки…), нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек. Не есть незнакомых ягод, лезть в водоемы.

·       Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком)

·       Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях

·       Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой своего тела

 

Подготовительная группа.

·       Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека не выполняющего правила жизненной безопасности

·       Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов

·       Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из- за лени, неумения

·       Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.

·       Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещении

·       Учить, как самостоятельно, с опорой на картинку, схему о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям

·       В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище, учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.

·       Учить обслуживать себя, осуществлять контроль над самочувствием после физической нагрузки, уметь отдыхать, расслабляться.

Такая дифференциация задач гарантирует доступность для детей и создание, тем самым, благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.  

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8722) 67-63-58, +7(8722) 67-63-58

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».