СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Начальная школа –
детский сад №71»
Утверждено
Директор МБОУ
№71
Шахбанова
П.Р..______
приказ №
596/п
«31» августа 2021 г.
План
работы
социально-психологической
службы
МБОУ «Начальная школа – детский сад №71»
2021-2022
учебный год
Цель: сохранение психологического, социального, физического здоровья и обеспечение полноценного развития учащихся, содействие становлению и развитию их индивидуальности, создание комфортной обучающей среды, осуществление социально-психологического взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Создать систему профессиональной деятельности
участников социально-психологической службы, направленную на создание
социально-психологических условий для успешного обучения и психологического
развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
2. Обеспечить сопровождение всех участников
образовательного процесса на различных этапах.
3. Обеспечить полноценное личностное и
интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную
адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1-й класс, также адаптацию
вновь прибывших учащихся.
4. Обеспечить психолого-педагогическое
сопровождение учащихся в условиях ФГОС НОО .
5. Решение проблем социализации ребенка, его развитие, защита его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности.
Направления деятельности:
1. Организационно-методическая работа.
2.Психодиагностика.
3. Психокоррекционная и развивающая работа.
4. Психопрофилактическая работа.
5. Консультирование и просвещение
участников образовательного процесса (
педагоги, родители, учащиеся).
6. Сопровождение учащихся начальной школы в
условиях введения ФГОС второго поколения.
7. Взаимодействие семьи и школы по вопросам воспитания детей,
коррекция семейного воспитания, социальная защита семьи и детства.
№ п\п |
Мероприятие |
Ответственный |
Сентябрь |
||
1. |
Составление
плана работы социально-психологической службы на год. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
2. |
Составление
социального паспорта класса и школы. |
Социальный
педагог |
3. |
Профилактика
дезадаптации учащихся 1-х классов. |
Педагог-психолог |
4. |
Диагностика
готовности к школьному обучению. |
Педагог-психолог |
5. |
Проведение
консультаций для учителей и родителей детей, имеющих проблемы в обучении и
воспитании. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
6. |
Составление
положения и плана работы МО педагогов-психологов и социального педагога ОУ. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
7. |
Адаптационные
часы « Первый раз –в первый
класс» для учащихся 1-х классов в период адаптации. |
Педагог-психолог |
8. |
Круглый
стол для воспитателей ДОУ « Развитие мотивации старших дошкольников» |
Педагог-психолог |
9. |
Создание
постоянно действующего уголка для школьников |
Социальный
педагог |
10. |
Совместное
планирование воспитательной работы в школе. |
Зам
директора по ВР социальный педагог Педагог- психолог |
Октябрь |
||
1. |
Мониторинг развития УУД обучающихся |
Педагог-психолог |
2. |
Диагностика адаптации первоклассников к
обучению в школе |
Педагог-
психолог |
3. |
Классные часы « Мы – учащиеся выпускного класса» для обучающихся 4-го
класса в период адаптации. |
Педагог-
психолог |
4. |
Анализ
успеваемости учащихся « группы риска». Собеседование с учащимися. |
Социальный
педагог |
5. |
Учет
занятости учащихся во внеклассной и внеучебной деятельности. |
Социальный
педагог |
6. |
Приобретение
профессионального опыта по профессиям- 4-й, класс. |
Педагог-психолог
(консультант по профориентации) |
Ноябрь |
||
1. |
Декада
психологии в начальной школе. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
|
Приобретение
профессионального опыта по профессиям- 2-е, 3-е, 4-е классы. |
Педагог-психолог
(консультант по профориентации) |
2. |
Диагностика адаптации обучающихся 1-х
классов к новым условиям обучения. |
Педагог-
психолог |
3. |
Диагностика вновь прибывших обучающихся. |
Педагог-психолог |
4. |
Классные часы «Школа- это?» |
Педагог-психолог(консультант
по профориентации) |
5. |
Семинар для учителей начальных классов «
Психологические особенности младших школьников». |
Педагог-психолог |
6. |
« Ступеньки к школе»- занятия в « Школе будущего первоклассника» |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
Декабрь |
||
1. |
Анализ
успеваемости учащихся «группы риска». Собеседование с учащимися |
Социальный
педагог |
2. |
Заседание членов социально-психологической
службы школы. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
Январь |
||
1. |
Обновление Базы и Банка данных учащихся школы |
Социальный педагог |
Февраль |
||
1. |
Занятия с обучающимися 4-х классов « Переходим в пятый класс» |
Педагог-психолог |
Март |
||
1. |
Проведение
консультаций для учителей и родителей детей, имеющих проблемы в обучении и
воспитании. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
Апрель |
||
1. |
Диагностика готовности будущих
первоклассников к обучению в школе. |
Педагог-психолог |
Диагностика развития универсальных учебных
действий. |
Педагог-психолог |
|
3. |
Мониторинговое исследование при переходе в
среднее звено обучающихся 4-х классов. |
Педагог-психолог |
4. |
Знакомство с миром профессий- 1-4 классы. |
Педагог-психолог(консультант
по профориентации) |
Май |
||
1. |
Занятия с обучающимися 4-х классов « Переходим в пятый класс» |
Педагог-психолог |
2. |
Заседание членов социально-психологической
службы школы. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
3. |
Заполнение
отчетной документации за год. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
В течение года |
||
1 |
Выявление
неблагополучных семей, «трудных» подростков, и детей «группы риска». |
Социальный
педагог |
2 |
Совместное
посещение с работниками ОВД массовых мероприятий. |
Социальный
педагог |
3 |
Организация
индивидуальных консультаций классных руководителей по вопросам воспитания
личности учащихся, диагностика. |
Социальный
педагог |
4 |
Выявление
семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
Профилактическая работа с семьей. |
Социальный
педагог |
5 |
Профилактические
беседы с учащимися. |
Социальный
педагог |
6 |
Расширение
картотеки диагностической методики, комплектование инструментария. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
7 |
Участие
в заседаниях, совещаниях, педсоветах. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
8 |
Подготовка
к лекциям, семинарам, практическим занятиям, урокам, консультациям. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
9 |
Обработка,
анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
10 |
Заполнение
отчетной документации. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
11 |
Диагностическая работа по запросам классных руководителей. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
12 |
Проведение
родительских собраний по плану и по запросам классных руководителей. |
Социальный
педагог Педагог-психолог |
УТВЕРЖДАЮ:
Директор:
_______ Шахбанова П.Р.
от 12.08.2021г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЕ
1.
Общие положения
1.1.
Социально-психологическая служба - один из компонентов целостной системы
образовательной деятельности школы.
1.2.
Социально-психологическая служба является структурным подразделением.
1.3.
Социально-психологическая служба школы подчиняется - директору школы
1.4.
Социально-психологическая служба школы ориентирована на всех участников
образовательного процесса, их психолого-педагогическую поддержку.
1.5.
Социально-психологическая служба содействует созданию оптимальных
социально-педагогических условий для развития личности несовершеннолетнего и
его успешной социализации.
1.6. Сотрудники
социально-психологической службы школы осуществляют свою деятельность,
руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов и
настоящим Положением.
1.7. Сотрудники
социально-психологической службы осуществляют свою деятельность в
сотрудничестве с педагогическим коллективом, администрацией, родителями
учащихся и медицинскими работниками.
2. Цели и задачи Социально-психологической службы.
2.1.Цель
организации СПС — создание целостной системы, обеспечивающей полноценное
социальное, психическое и личностное развитие детей и подростков в соответствии
с индивидуальными возможностями и особенностями.
2.2. Основные
задачи Социально-психологической службы:
1) неотложная
психологическая помощь учащимся школы и их семьям;
2) консультативно-диагностическая,
коррекционная, психопрофилактическая,
реабилитационная помощь в условиях школы;
3) обеспечение
психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной
карьеры;
4)социально-психологическая,
психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании
несовершеннолетних;
5) консультации по
правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связным с
охраной психического здоровья детей и подростков;
6) психологическая
помощь несовершеннолетним и их семьям в экстремальных ситуациях.
3. Функции
3.1.
Диагностическая функция:
- выявление причин
и характера отклонений в поведении и учении;
- изучение
социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;
- определение
потенциальных возможностей и способностей учащегося.
- отслеживание и
анализ динамики развития учащихся и классных коллективов.
3.2.
Коррекционно-развивающая функция:
- разработка и
проведение программ развития потенциальных возможностей ученика;
- выбор наиболее
оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
- проектирование
систем социально-психологических мероприятий по решению конкретных проблем.
3.3.
Реабилитирующая функция:
- защита интересов
ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные
условия;
- семейная
реабилитация: повышение статуса ребенка в семье, разработка рекомендаций по
эффективному воспитанию ребенка, развития его потенциальных возможностей;
профилактика психического и физического воздействия на ребенка в семье.
- психолого-педагогическая
поддержка подростка в кризисной ситуации.
3.4.
Воспитательная функция:
- разработка
стратегии педагогического воздействия на учащихся "группы риска"; -
интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и
сверстников на ученика.
3.5.
Профилактическая функция:
-разработка
мероприятий по профилактике и предупреждению неуспеваемости,
-пропаганда
здорового образа жизни,
-просветительская
работа с родителями учащихся.
4. Обязанности и права сотрудников социально-
психологической службы.
Сотрудники
психологической службы обязаны:
4.1. Участвовать в
работе школьных методических семинаров, а также проводимых вышестоящими
организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой
профессиональный уровень.
4.2. Отчитываться
о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы и другими
курирующими организациями.
4.3. Рассматривать
запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной
компетенции.
4.4. В решении
всех вопросов исходить из интересов ребенка.
4.5. Работать в
сотрудничестве с администрацией, педагогическим коллективом и родителями
учащихся.
4.6. Соблюдать
конфиденциальность информации, полученной в результате диагностической и
консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для
осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
4.7. Информировать
участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию
школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках,
гарантирующих соблюдение п. 4.6. данного раздела Положения.
5. Сотрудники социально-психологической службы имеют
право:
5.1. Принимать
участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумов, заседаниях, кафедр
и т.д.
5.2. Посещать
уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятий ГПД с целью проведения
наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.
5.3. Знакомиться с
необходимой для работы педагогической документацией.
5.4. Проводить в
школе плановые групповые и индивидуальные социальные и психологические
исследования и по заданию вышестоящих органов.
5.5. Выступать с
обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях.
6. Организация работы социально-психологической
службы.
6.1 В состав
социально-психологической службы школы входят: педагог-психолог, социальный
педагог.
6.2 Координацию
деятельности службы осуществляет заместитель директора школы по УВР.
6.3. Графики
работы педагога-психолога и социального педагога утверждает директор школы. При
составлении графиков учитывается необходимость работы по повышению квалификации
и самообразованию.
6.4. На время
отсутствия педагога-психолога и социального педагога их обязанности могут быть
переданы только лицам, обладающим необходимой квалификацией.
6.5. Вопросы
оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, права иметь дополнительную
учебную нагрузку, решаются в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации.