РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОУ
Описание образовательной программы
Реализуемые
образовательные программы
Направление
образовательных программ:
Деятельность детского сада
определяется приоритетными направлениями своей работы:
1. Физкультурно-оздоровительное направление
- охрана жизни и укрепление здоровья;
- оздоровительно – профилактическая работа;
- физкультурно-оздоровительная работа.
2. Художественно – эстетическое направление
- развитие эстетического восприятия мира природы и социального мира;
- развитие художественного восприятия произведений искусства, ИЗО –
деятельности;
- развитие самостоятельной художественной деятельности.
3. Познавательно – речевое направление
- формирование у ребенка целостной картины мира;
- овладение звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем,
освоение грамотой.
4. Социально-личностное направление
- воспитание гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье,
родному дому, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной
символике;
- формирование социально – коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств,
коллективных взаимоотношений;
- воспитание ответственности и самостоятельности.
"Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под
редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. Соответствует ФГОС.
Главный критерий отбора
программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный
уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной,
так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на
каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели программы
- создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в
процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной,
художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей
программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном
благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их
интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного
учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы,
исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка
дошкольного возраста.
Вполне очевидно, что
решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при
целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в
дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого
воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития,
которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных
образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым
детство каждого ребенка.
Структура программы:
программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных
периода физического и психического развития детей:
• ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);
• младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);
• старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к
школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей
психического и физического развития детей, определены общие и специальные
задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей,
предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и
навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов.
Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения,
приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений,
дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом
процессе.
Программа «Радуга» - частично
Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и
др.
Цели:
1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового
образа жизни.
2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и
психическое развитие детей.
3.Обеспечить каждому ребенку радостное и
содержательное проживание периода дошкольного детства.
В основу
программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим
для становления определённых психических новообразований. Педагогическая
работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в
психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных
условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует
постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.
Существенным моментом в педагогической работе является
также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью
побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.
На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:
·
игровая мотивация,
·
мотивация общения
·
мотивация личной заинтересованности.
Авторы программы назвали её
«Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов
деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и
развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи,
конструирование, музыка, движение, окружающий мир.
Программа имеет полный
комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему
воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада. .
Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства
сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность,
целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения
и другие, которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно
овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение
воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание
и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и
навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития
ребенка.
«Радуга» - это семь важнейших видов деятельности, в процессе
которых происходит воспитание и развитие ребенка.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Программа
«Развитие»- частично
Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н.
С. Варенцова и др.
Цель: развитие умственных и
художественных способностей детей 3—7 лет.
Программа
акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А.
Венгера о развитии способностей детей.
В основе программы, как указывают авторы, лежат два
теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности
дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о
развитии способностей.
Программа направлена на развитие у детей умственных
способностей. При разработке программного материала в первую очередь
учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком
содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Программа составлена
для каждого возраста.
Особое внимание
уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и
творческих задач.
Организация работы во всех возрастных группах предполагает
проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна
подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением
помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Помимо традиционных программа включает в себя следующие
разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование» ,
«Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому
занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь
педагогам.
Рекомендована Министерством образования РФ.
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа здоровьесберегающего
направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»- частично
Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Цель: воспитание у ребенка
навыков адекватного поведения в различных
неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое
поведение.
В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем —
всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
В содержание
программы включено шесть
разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома»,
«Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах
города».
При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение
организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей,
социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и
сельской местности.
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей
программа требует обязательного соблюдения основных её принципов
Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.
Рекомендована Министерством образования РФ
Программы экологического воспитания
Программа «Юный эколог»- частично
Автор: С. Н. Николаева.
Цель: воспитание
экологической культуры дошкольников.
Программа может быть использована любым дошкольным учреждением,
которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов
экологического воспитания дошкольников. В программе представлено пять разделов:
·
первые два посвящены раскрытию
взаимосвязи растений и животных со средой обитания;
·
третий прослеживает их роль в
процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших
животных;
·
в четвертом раскрываются взаимосвязи
внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;
·
пятый раздел показывает разные формы
взаимодействия человека с природой.
В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназначена
для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с
«ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».
К
программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры
в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического
воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено
планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.
Рекомендована
Министерством образования РФ.
Программа «Наш
дом — природа»- частично
Автор: Н. А. Рыжова.
Программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуманной,
социально активной, творческой личности, способной понимать и любить
окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда
на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного
поведения человека.
Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с
начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».
К программе выпущены методические разработки, представленные
в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и
др.
Рекомендована
Министерством образования РФ
Программы художественно-эстетического
цикла
Программа «Природа и художник»- частично
Автор Т. А. Копцева.
Цель: приобщение детей к мировой художественной
культуре как части духовной культуры и формирование представлений о природе как
живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как
средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.
Предлагаемая
система художественно-творческих заданий основана на целевых установках
программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под
руководством Б.М. Неменского.
Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».
Программа «Конструирование и ручной труд
в детском саду»
Автор Л.В.Куцакова.
Цель: развитие
конструкторских умений и художественно-творческих способностнй детей,
ознакомление их с различными приемами моделирования и конструирования.
Программа содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных
методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное
мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный
вкус.
В авторском пособии
«Занятия с дошкольниками по конструированию и художественному труду» дана
развернутая технология обучения детей конструированию с помощью конструкторов,
бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор
учебного материала для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным
возможностям детей.
Программы социально-нравственного развития дошкольников
Программа «Я, ты, мы»- частично
Авторы: О. М. Князева,
Р. Б. Стеркина.
Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста,
формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.
Программа помогает
решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения,
умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить
из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.
В программу входят
следующие разделы:
·
«Уверенность в себе»;
·
«Чувства,
желания, взгляды»;
·
«Социальные
навыки».
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных
вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных
пособий для самостоятельной деятельности детей.
Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект
входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые,
грустные...», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»
Рекомендована Министерством образования РФ
Программа «Я — человек»- частично
Автор С. А. Козлова.
Цель: помочь педагогу
раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как
о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах,
поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе
познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного
достоинства и проникнутую уважением к людям.
Программа направлена на
формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины
мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.
Программа включает
четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди»,
«Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько
подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они
дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную
цель.
В программе
представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются
рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа
имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей, наборов
дидактических карточек и методических пособий для взрослых.
Автором написано
учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я
— человек».
Программа допущена
Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.
Программа
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- частично
Авторы:
О. Л. Князева, М. Д. Маханева.-
Цель: формирование у детей дошкольного возраста
(3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа,
его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями,
особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем
видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и
музыки до театра.
Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные
рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ,
освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются
перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп,
подробно описывается содержание всех занятий. В
третью часть
включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические
тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках,
пословицах, поговорках.
Программа
рекомендована Министерством образования РФ.
Перечень используемых программ, пособий регионального характера:
1.
Программа воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях Дагестана
«Родничок». Махачкала, Дагучпедгиз, 1992г.
2. «Дети гор», региональная программа развития и
воспитания дошкольников Дагестана. автор В. Кондрашова. г.Москва, 2001г.
3. Байрамбеков М.М. Система занятий по изодеятельности.
Пособие.
4. Агабекова С.С. Программа по музыкальному
воспитанию. г. Махачкала.
5. Идрисова З.И. Подвижная игра – спутник жизни
ребенка. Пособие, г. Махачкала, 2003г.
6. Х.Тагирова. Отчий дом. г.Махачкала.