16.12.2021
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад №71»
ПРИНЯТО решением Пед. совета №____ МБОУ
«НШ-ДС №71» от
« ___ » _______ 2021 г. |
СОГЛАСОВАНО: зам.
директора по УBP МБОУ
«НШ-ДС №71» _________ Мукаилова С.Р. от
« ___ » _______ 2021 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «НШ-ДС №71» _________ Шахбанова П.Р. от « ___ » _______ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
театрального кружка
«Юные таланты»
2-4 классы
Срок реализации: 2021-2022 гг.
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Составитель: Абдулаева А.М.
Махачкала – 2021 г.
Сведения о работе
театрального кружка
«Юные таланты»
ВОЗРАСТ: 9-11 ЛЕТ
ГРАФИК РАБОТЫ: Среда
14.00-15.00
2-4 КЛАСС
РУКОВОДИТЕЛЬ – Абдулаева
А.М.
№ |
ФИО уч-ся 2-4 классов |
Литература |
Форма отчетности |
1.
|
Адаева
Марьям Арслановна |
1.
Белинская Е.В.
Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006.. 2.
Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 3.
Губанова Н.Ф.
Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации,
конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.
М., 2007. 4.
Гурков А.Н.
Школьный театр.- Ростов н/Д., 2005. 5.
Ершова А.П. Уроки
театра на уроках в школе. М., 1992. 6.
Каришнев-Лубоцкий
М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005. 7.
Колокольцев Е.Н.
Искусство на уроках театра. Киев, 2006. 8.
Колчеев Ю.В.,
Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000. 9.
«Театр» в начальной школе. Методическое
пособие. М., 2006. |
1. Театральная
постановка |
2.
|
Магомедова
Камила Махачевна |
||
3.
|
Айдаева
Марьям Шамиловна |
||
4.
|
Абдурахманова
Севиль Назировна |
||
5.
|
Байрамова
Алия Артемовна |
||
6.
|
Керимова
Диана Зурабовна |
||
7.
|
Лямаева
Вероника Германовна |
||
8.
|
Магомедова
Залина Теграновна |
||
9.
п |
Магомедова
Марьям Маликовна |
||
10.
|
Мамалиев
Абубакар Рустамович |
||
11.
|
Умаханов
Рустам Арсенович |
||
12.
|
Эфендиев
Рамазан Альбертович |
||
13.
|
Ахметов
Ахмад Абдулазизович |
||
14.
|
Адзиева
Марьям Гамидовна |
||
15.
|
Багатирова
Рукият Руслановна |
||
16.
|
Магомедов
Азиз Маратович |
||
17.
|
Махдиев Рамазан Саидович |
||
18.
|
Махдиева Саида Саидовна |
||
19.
|
Шамсиева
Амина Руфимовна |
||
20.
|
Магомедов
Магомедкамиль Амирович |
1. Пояснительная записка.
Программа
курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Юные таланты»
разработана в соответствии с ФГОС НОО и соответствует целям и задачам основной
образовательной программы начального общего образования, реализуемой в МБОУ «Начальная
школа-детский сад №71»
В процессе формирования личности, воспитание как
целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно
посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми
руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от
эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние
общественного сознания и общественной жизни. Приоритетом
современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится
обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.
На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром
внимания педагога.
Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют
к работникам образования более высокие требования. Одной из важных
педагогических задач становится повышение
общекультурного уровня школьника. Воспитание средствами театра предполагает
развитие полноценного восприятия искусства, понимание языка искусства и его
специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе
воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и
осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание
искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Настоящая программа создает условия для
социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и
отечественной культур. Программа педагогически
целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию
индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на
уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию
активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению
самостоятельно организовать своё свободное время.
Актуальность и перспективность программы определена тем, что младший школьный
возраст является наиболее сенситивным периодом для развития
художественно-эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Именно
средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной
творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться
достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду,
сочинительству, фантазированию.
Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и
развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника,
исполнителя, режиссера, композитора спектакля; развитие
морального сознания гражданина России с применением активных и интерактивных
форм и методов.
Программа реализуется в форме кружка, включена
в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа включает в себя 34 занятий по 60 минут.
Цель
программы: воспитывать гармоничную разностороннюю личность,
развивая творческие способности учащихся.
Задачи программы:
-
формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать
художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать
воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный
запас, образный строй речи;
- формировать
способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с
терминологией театрального искусства;
- развивать коммуникативную культуру детей;
- раскрывать творческие способности учащихся;
- воспитывать в детях
добро, любовь к ближним, к родной земле,
- воспитывать неравнодушное отношение к
окружающему миру.
Программа предусматривает использование следующих форм
проведения занятий:
·
Игра, беседа
·
иллюстрирование
·
изучение основ
сценического мастерства
·
мастерская образа
·
мастерская
костюма, декораций
·
инсценирование
прочитанного произведения
·
постановка
спектакля
·
посещение
спектакля
·
работа в малых
группах
·
актёрский тренинг
·
экскурсия
·
выступление
На теоретических
занятиях даются основные знания, раскрываются
теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные
исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и
жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются
практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства,
культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие
тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог
добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно
выполнить задание.
Для реализации
программы предлагаются следующие методы:
наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
Словесный метод
• чтение стихотворений
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
·
совместные просмотры и
обсуждения спектаклей;
·
творческие конкурсы;
·
посещение театров.
Для
подведения итогов реализации
программы используются следующие формы:
·
театральные постановки
2.Структура курса
Театральная игра (13
ч), – исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную
тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое
внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение,
интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов,
отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика(1 ч),-включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие
естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности
телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на
команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь
в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений;
учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность
искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных
с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника
речи. (2 ч). Игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную
артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную
образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать
четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями,
выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной
культуры.(4ч). Детей знакомят с
элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с
основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в
театре.
Работа над спектаклем
(10 ч) - базируется на авторских пьесах и включает
в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к
рождению спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые
слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно,
осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Занятия проводятся в форме
внеурочных мероприятий и театрализованных программ, позволяющих школьникам
приобретать опыт нравственного поведения.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью
выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест,
пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных
произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко
чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти;
всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,
танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует
сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и
учителей, повышению культуры поведения.
Посещение театра или
других мероприятий (4 ч).
3.Планируемые результаты
В результате прохождения программного материала обучающиеся
должны
Знать:
·
о формах проявления
заботы о человеке при групповом взаимодействии.
·
о правилах поведения
на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
·
о правилах игрового
общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
Иметь
представление:
·
о морали произведения.
·
об авторском замысле.
·
об индивидуальном и
групповом этюде.
·
определять и
высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
·
в предложенных
педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, как поступить.
·
анализировать и
сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении
цели.
·
соблюдать правила игры
и дисциплину.
·
правильно
взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
·
выражать себя в
различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и
игровой деятельности.
Приобрести
навыки:
·
определять и
формулировать цель своей деятельности.
·
высказывать свои
версии.
·
давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей (совместно с учителем).
·
оформлять свою мысль в
устной речи.
Личностные универсальные учебные действия:
·
ориентация в
нравственном смысле и содержании как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
·
знание основных моральных норм и ориентация на
их выполнение;
·
развитие этических чувств - стыда, вины,
совести как регуляторов морального поведения;
·
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание
им
Ученик получит возможность для формирования:
а) морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям;
б) эмпатии как осознанного понимания чувств
других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные
универсальные учебные действия:
Ученик научится:
·
принимать и сохранять учебную задачу;
·
учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем
плане;
·
адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные
универсальные учебные действия:
Ученик научится:
·
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
·
строить сообщения в устной и письменной форме;
·
осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные
действия:
Ученик научится:
·
адекватно использовать коммуникативные, прежде
всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
·
допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии;
·
учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
·
формулировать собственное мнение и позицию;
·
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
4.Тематическое
планирование
Названия
разделов |
Кол-во
часов |
Культура и техника
речи |
2 |
Театральная игра |
13
|
Основы театральной
культуры |
4 |
Ритмопластика |
1 |
Работа над
спектаклем |
10
|
Посещение театров |
4 |
Всего часов |
34
|
5. Информационно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
·
ноутбук
·
музыкальная фонотека;
·
диски с записью сказок
и постановок, диски с музыкой
(классической и детской
·
костюмы, декорации,
необходимые для работы над созданием театральных постановок;
·
элементы костюмов для
создания образов;
·
сценический грим.
·
Компьютер.
Место
проведения занятий: актовый зал
Список литературы, рекомендуемой при реализации
программы
1.
Белинская
Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006..
2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность
дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.
М., 2007.
3. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д., 2005.
4. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.,
1992.
5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные
представления для детей школьного возраста. М., 2005.
6. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках театра. Киев,
2006.
7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в
школе. М., 2000.
8. «Театр» в
начальной школе. Методическое пособие. М., 2006.
6. Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности «Юные таланты»
В ходе реализации программы «Юные таланты» будет обеспечено достижение
учащимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение
учениками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со
своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение
учениками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в
защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение
учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия,
формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено
к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько
научные знания, сколько знания о
ценностях;
·на втором уровне воспитание
осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут
усваиваться ими в форме отдельных
нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся
в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения
ими элементов опыта нравственного
поведения и жизни.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает
появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых
национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление
духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни,
доверия к людям и обществу и т. д.
Для
подведения итогов реализации
программы используются следующие формы:
·
театральные постановки
Календарно-тематическое
планирование занятий
№ |
Тема
урока |
Дата |
1.
|
Знакомство с театром |
|
2.
|
Сочиняем новую сказку. |
|
3.
|
Сочиняем новую сказку |
|
4.
|
Играем
в сказку |
|
5.
|
Наши
фантазии |
|
6.
|
Посещение
театра |
|
7.
|
Современный театр |
|
8.
|
Преодолеем страх |
|
9.
|
Преодолеем страх |
|
10. |
Если ты поссорился с другом... |
|
11. |
Если ты поссорился с другом... |
|
12. |
Посещение театра |
|
13. |
Игровое занятие |
|
14. |
Творческое
взаимодействие с партнером |
|
15. |
Творческое
взаимодействие с партнером |
|
16. |
Творческое взаимодействие с партнером |
|
17. |
Посещение театра |
|
18. |
Куклы
своими руками |
|
19. |
Куклы
своими руками |
|
20. |
Учимся
актерскому мастерству |
|
21. |
Учимся актерскому мастерству |
|
22. |
Учимся
актерскому мастерству |
|
23. |
Посещение
театра |
|
24. |
Ритмопластика |
|
25. |
Работа
над пьесой |
|
26. |
Распределение
ролей |
|
27. |
Репетиция за столом |
|
28. |
Отработка чтения каждой роли |
|
29. |
Репетиция за столом |
|
30. |
Обсуждение костюмов, декораций, музыкального и шумового
оформления |
|
31. |
Обсуждение костюмов, декораций, музыкального и шумового
оформления |
|
32. |
Репетиция |
|
33. |
Репетиция |
|
34. |
Открытое занятие зрителям |
|