17.10.2018
Внеурочная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Начальная школа – детский сад №71"
Под внеурочной деятельностью в
рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее ФГОС НОО) следует понимать образовательную
деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) муниципального бюджетного
образовательного учреждения «Начальная
школа – детский сад №71» (МБОУ«НШ – ДС
№71»)
В качестве организационного
механизма реализации внеурочной деятельности в МБОУ«НШ – ДС №71» используется план внеурочной
деятельности - нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС НОО, определяет объем нагрузки обучающихся в рамках
внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной
деятельности по классам (годам обучения).
План
внеурочной деятельности обучающихся начальных классов разработан в
соответствии:
- С законом РФ «Об образовании» № 273 от
29.12.2012г.;
·
Федеральным
государственным образовательным
стандартом начального общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373,
зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер
17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010
г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный
номер 19707);
·
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №
189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер
19993);
·
Федеральными
требованиями к образовательным
учреждениям в части охраныздоровья обучающихся, воспитанников (утверждены
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в
Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
·
Концепцией духовно-нравственного воспитания
российских школьников
·
Уставом МБОУ«НШ – ДС
№71»
Целью
внеурочной деятельности является достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов освоения ООП НОО МБОУ«НШ –
ДС №71» Это и определяет специфику
внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько
должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Целью МБОУ«НШ – ДС №71» является создание условий для развития индивидуальных способностей каждого,
включение ребенка в ту деятельность,
которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других,
тем самым способствуя позитивной социализации подрастающего поколения.
Внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности, определенных ФГОС НОО, в соответствии с
Лицензией на осуществление образовательной деятельности МБОУ«НШ – ДС №71»
Направления
внеурочной деятельности по ФГОС |
Направления
дополнительных образовательных программ |
Спортивно-оздоровительное |
Физкультурно – спортивное |
Духовно-нравственное |
Культурологическое, туристско-краеведческое |
Социальное |
Социально-педагогическое |
Общеинтеллектуальное |
Эколого-биологическое, социально-педагогическое. |
Общекультурное |
Художественно - эстетическое |
по видам:
·
Познавательная
·
Досугово-развлекательная деятельность
·
Спортивно-оздоровительная деятельность
·
Туристско-краеведческая деятельность
·
Художественное творчество
·
Социальное творчество (социально
преобразовательная деятельность)
·
Проблемно-ценностное общение.
в формах:
·
Экскурсии
·
Кружки, секции
·
Круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования
·
Общественно полезные практики и др.
Уровни
результатов внеурочной деятельности:
Первый уровень |
Второй уровень |
Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную
жизнь (1 класс) |
Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) |
Школьник самостоятельно действует в
общественной жизни (4 класс) |
Приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание
социальной реальности и повседневной жизни. |
Формирование позитивных отношений
школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знание, труд, культура). |
Получение школьником опыта
самостоятельного социального действия. |
Способы организации:
·
Реализация образовательных программ внеурочной деятельности;
Направление внеурочной деятельности |
Задачи |
Программы внеурочной деятельности, обеспечивающие
данное направление |
Количество групп и часов в неделю |
Ресурсы |
Спортивно – оздоровительное |
Всесторонне гармоническое развитие
личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование
мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Шахматы |
6 /1 |
ОУ |
«Азбука здоровья» |
1/1 |
ОУ |
||
Духовно-нравственное |
Привитие любви к
Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства
патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. |
«Мой Дагестан» |
1/1 |
ОУ |
«Родной край» |
1/1 |
ОУ |
||
«Юный краевед» |
1/1 |
ОУ |
||
«Я- Гражданин» |
2/1 |
ОУ |
||
«Тропинка к своему «Я» |
1/1 |
ОУ |
||
Общеинтеллектуальное |
Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование
формированию мировоззрения, функциональной грамотности, воспитание бережного
отношения к окружающей среде. |
«Эрудит» |
1/1 |
ОУ |
«Умники и умницы» |
1/1 |
ОУ |
||
Общекультурное |
Развитие эмоциональной сферы
ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование
коммуникативной и общекультурной компетенций |
«Начальное техническое творчество» |
6/1 |
ОУ |
Театральная студия «Проворные ножки» |
6/1 |
ОУ |
||
Социальное |
Формирование таких ценностей как
познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности. |
«Добрый мир» |
1/1 |
ОУ |
«Дорогою добра» |
1/1 |
ОУ |
||
«Уроки вежливости» |
1(1) |
ОУ |
·
Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются
частью системы воспитательной работы класса и школы:
Общешкольные дела по плану
воспитательной работы школы включены в общую годовую циклограмму и являются
компонентом внеурочной деятельности.
Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку
овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и
демонстрировать уровень их развития.
Участие ребенка в общешкольных делах
осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и
склонностями.
Объем внеурочной нагрузки составляет: до 4 часов в неделю – 1-4 классах.
Объем внеурочной нагрузки обучающихся 1-4
классов формируется из занятий в объединениях внеурочной деятельности, классных
мероприятий, общешкольных мероприятий, занятий в объединениях дополнительного
образования МБОУ«НШ – ДС №71» .
Внеурочные занятия проводятся в школе в первой половине дня
(для учащихся 2-3 класса) и во второй половине дня (для учащихся 1 класса),
кроме каникул. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности
проводятся классные мероприятия; используются возможности МБОУ«НШ – ДС №71»
Продолжительность занятия
в 1 классе составляет 35 минут (I
полугодие), 45 минут (II
полугодие), во 2 -4 классах – 45 минут (I,II полугодие). Продолжительность
внеаудиторных занятий (экскурсии, посещение выставок, театров и т.п.) не
регламентируется. Количество аудиторных
занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
Наполняемость группы обучающихся при
организации внеурочной деятельности составляет от15 до 37 человек.
Режим организации внеурочной деятельности соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
1.План внеурочной деятельности.
1.1 Спортивно-оздоровительное направление:
Целесообразность данного направления заключается в формировании
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Данное направление реализуется через программы внеурочной
деятельности: «Шахматы», «Азбука здоровья», представлено тематическими классными часами, подвижными
играми на свежем воздухе, динамической паузой.
Кроме того в плане воспитательной работы школы предусмотрены ежемесячные
турниры по шахматам, Дни здоровья и
различные виды спортивных соревнований.
Планируемые
результаты:
Результаты первого уровня - (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о правилах
ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности
при занятии спортом, о способах и средствах самозащиты; о способах
ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о
русских народных играх.
Результаты второго уровня - (формирование
позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к
своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к
природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Результаты третьего уровня - приобретение
школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие
школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной
среде.
1.2. Духовно-нравственное направление:
Цель направления -
формирование духовной и нравственной
культуры, обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в
единстве внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Данное направление
реализуется посредством программ внеурочной
деятельности: «Мой Дагестан», «Юный краевед»,
«Родной край», « Я-Гражданин», « Тропинка к своему «Я» экскурсий в рамках
регионального проекта «Путешествие по родному краю», тематических классных
часы, Уроков Мужества, бесед, игр
нравственного и духовно-нравственного содержания, выставок плакатов и рисунков,
проведения совместных праздников школы и общественности, тематических
экскурсий.
Планируемые результаты:
Результаты
первого уровня - приобретение школьником с
начальных представлений о моральных
нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье,
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому
наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным
традициям, к Конституции и законам Российской Федерации.
Результаты второго уровня -
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества
и к социальной реальности в целом: участие во внеклассной деятельности учебного
заведения, формирование начальных представлений о правах и обязанностях
человека, гражданина, семьянина, товарища; нравственно-этический опыт
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным
проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Результаты третьего уровня - приобретение
школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие
школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной
среде: формирование представлений об институтах гражданского общества,
государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о
наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и
культурном достоянии малой Родины; способность эмоционально реагировать на
негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать
нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное
отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к
младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
1.3.
Общеинтеллектуальное направление:
Данное направление
призвано обеспечить достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования и реализуется посредством программ
внеурочной деятельности: «Эрудит», «Умники и умницы»
Основные задачи:
– формирование навыков
научно-интеллектуального труда;
– развитие культуры логического
и алгоритмического мышления, воображения;
– формирование первоначального
опыта практической преобразовательной деятельности;
– овладение навыками
универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего
образования.
Направление реализует свою работу
через «Мир деятельности»,
библиотечные часы, серию классных часов
интеллектуальной направленности, поисковой и проектной деятельности, конкурсы,
викторины, тематические экскурсии.
Планируемые
результаты:
Результаты первого уровня -
приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни, умение ставить вопросы, классифицировать; наблюдать; проводить
эксперименты.
Результаты второго уровня - формирование позитивных
отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом: высказывание собственного мнения, определение собственной позиции, умение видеть проблемы; выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными
субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: умение
структурировать материал, готовить
тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
1.4.
Общекультурное направление:
Знакомство с общечеловеческими ценностями
мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры,
нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов
других стран, развитие творческих способностей детей ; развитие художественной
и эстетической деятельности – цель общекультурного направления.
Данное направление
реализуется через кружок «Начальное
техническое творчество », « Проворные ножки» классные часы
общекультурной тематики, библиотечные занятия, экскурсии, досуговые мероприятия
(праздник, игра, утренник, семейный праздник), конкурсы рисунков и поделок.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня (приобретение школьником
социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
занятия объединений художественного творчества, развитие стремления к общению с
искусством, формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира.
Результаты второго уровня - формирование позитивных
отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом: получение опыта переживания, позитивного отношения к
природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в
целом; умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать
и сделать выводы; коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
приобретение знаний об этике, эстетике повседневной жизни человека; участие во
внеклассной деятельности учебного заведения.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными
субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: всестороннее
развитие личности ученика (создание условий для формирования личности,
способной успешно адаптироваться в современном мире); приобретение новых знаний
и умение применять их в жизни; приобретение опыта исследовательской
деятельности (публичное выступление, представление результатов своей
деятельности; умение высказывать свое мнение, не оскорбляя мнение других,
проявление терпимости к другим мнениям и вкусам; создание индивидуальных
творческих портфолио, представление их общественности.
1.5.
Социальное направление:
Цель направления -
социализация младшего школьника,активизация
внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового
социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании
социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного
взаимодействия в социуме.
Данное направление реализуется
через: кружок «Добрый
мир», кружок «Уроки вежливости»,»
Дорогою добра» классные часы по данной
тематике, познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, организация
дежурства в классах, трудовые десанты, участие в благотворительных и
добровольческих акциях («Забота», «Весенняя неделя добра», «Свет в окне» и
др.), выставки поделок и детского творчества.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня - приобретение
школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Результаты второго уровня - формирование
позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом: получение опыта переживания, позитивного
отношения к природе, целостного отношения к социальной реальности в целом;
умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить,
проанализировать и сделать выводы; коммуникабельность (умение создавать
коллективные работы); приобретение знаний об этике, эстетике повседневной жизни
человека; участие во внеклассной деятельности учебного заведения.
Результаты третьего уровня –
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде:
всестороннее развитие личности ученика (создание условий для
формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
приобретение новых знаний и умение применять их в жизни; приобретение опыта
исследовательской деятельности (публичное выступление, представление
результатов своей деятельности; умение высказывать свое мнение, не оскорбляя
мнение других, проявление терпимости к другим мнениям и вкусам; создание
индивидуальных творческих портфолио, представление их общественности. 1А класс:
Направление
внеурочной деятельности |
Форма
организации внеурочной деятельности |
Количество
часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок « Шахматы» |
1 |
33 |
Кружок «Азбука здоровья» |
1 |
33 |
|
Духовно-нравственное |
Кружок «Тропинка к своему «Я»» |
1 |
33 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
33 |
Итого: |
|
4 |
132 |
1Б
класс:
Направление
внеурочной деятельности |
Форма
организации внеурочной деятельности |
Количество
часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок « Шахматы» |
1 |
33 |
Духовно-нравственное |
Студия «Мой Дагестан |
1 |
33 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
33 |
Социальное |
Кружок «Добрый мир» |
1 |
33 |
Итого: |
|
4 |
132 |
2
класс:
Направление
внеурочной деятельности |
Форма
организации внеурочной деятельности |
Количество
часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок «Шахматы» |
1 |
34 |
Духовно-нравственное |
Кружок «Родной край» |
1 |
34 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
34 |
Социальное |
Кружок «Уроки вежливости» |
1 |
34 |
Итого: |
|
4 |
136 |
3 А класс:
Направление
внеурочной деятельности |
Форма
организации внеурочной деятельности |
Количество
часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок «Шахматы» |
1 |
34 |
Духовно-нравственное |
Студия «Юный краевед» |
1 |
34 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
34 |
Социальное |
Кружок «Дорогою добра» |
4 |
34 |
Итого: |
|
4 |
136 |
3 Б класс:
Направление
внеурочной деятельности |
Форма
организации внеурочной деятельности |
Количество
часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок «Шахматы» |
1 |
34 |
Духовно-нравственное |
Студия «Я -Гражданин» |
1 |
34 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
34 |
Обще интеллектуальное |
«Эрудит» |
1 |
34 |
Итого: |
|
4 |
136 |
4
класс:
Направление
внеурочной деятельности |
Форма
организации внеурочной деятельности |
Количество
часов |
|
В неделю |
В год |
||
Спортивно-оздоровительное |
Кружок «Шахматы» |
1 |
34 |
Духовно-нравственное |
Студия «Я -Гражданин» |
1 |
34 |
Обще интеллектуальное |
Кружок « Умники и умницы» |
1 |
34 |
Общекультурное |
Студия «Начальное техническое творчество» |
1 |
34 |
Итого: |
|
4 |
136 |