ПЕДСОВЕТЫ

23.01.2021

ПЕДСОВЕТ  НА ТЕМУ:

"ВСТРЕЧА  В « КЛУБЕ ВЕСЁЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ"

ЦЕЛЬ ПЕДСОВЕТА:

·        активизация  повышения квалификации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения;

·        создание обстановки психологического комфорта; развитие знаний, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении  

·        Форма проведения: « КВН»

 

ПОДГОТОВКА  К ПЕДСОВЕТУ.

·        Сообщение информационного листа о предстоящем педсовете. Тема. Цель.

·        Формирование аналитической группы из 3-4 человек (администрации, психолога и другие).

·        Командам придумать название команды и девиз, нарисовать плакаты.

·        Продумать заранее форму поощрения педагогов-победителей игры .

 

ПЛАН ПЕДСОВЕТА.

 Слово представляется руководителю дошкольного учреждения

 - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня наш третий педсовет в этом году. И мы его хотим провести как можно интереснее.

Педсовет на тему «Профессиональная компетентность воспитателя», и проведем мы его в форме КВН.

    Разрешите представить комиссию, которая будет оценивать ваши результаты. (Представление жюри).

    Вести наш КВН будет Абдулаева Наида магомедовна . Все согласны? Тогда начинаем.

 Ведущий:

·        Прошу, коллеги, разделиться на две команды.

·        Пусть каждая назовет себя и скажет свой девиз.

·        Прошу жюри быть справедливыми и доброжелательными к участникам.         

·        Оценивать ответы будем по такой системе:

- 5баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;

- 3 балла – ответ частично правильный, но не полный;

- 0 баллов – нет ответа или ответ неверен.

·        Прошу капитанов команд представиться друг другу (выступает 1 команда, а затем 2 команда). 

Разминка капитанов (шуточные вопросы).            

   Вопросы  капитану 1 команды:

-    Что у Бориса впереди, а у Глеба – сзади? (буква «Б»).

-    Какие часы показывают точное время два раза в сутки?      (которые     остановились).

-   Чем отличается день и ночь? (мягким знаком).

-    Растут две березы. На каждой березе по 4 шишки. Сколько всего шишек? ( на березе не растут шишки).

 

 Вопросы капитану 2 команды:

 

-  Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?      (кг. и есть кг).

-  Несла баба на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине?       (Ни одного, потому что дно упало).

-   Если  синий шарф положить в воду на 5 минут что с ним произойдет?

    ( намокнет).

-   Музыкальный жанр, особенно любимый военными.   (Марш).

Ведущий: Жюри, прошу подвести итоги конкурса  представлений команд и конкурса капитанов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДОУ

3. Задание Знание санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы детского сада .

·        Какая предельная наполняемость в ясельных группах (от 1-2 лет). (не более 10 человек).

·        Какая предельная наполняемость групп для детей 3-7 лет? (20-25 человек).

·        Какая максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет в течение дня? (5-6 часов).

·        Какая ежедневная продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста? (12-12.5ч.,  из которых 2-2,5ч. отводиться на дневной сон).

·        Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)?  (Не более 3-4 ч.) 

·        Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в младшей и средней группе?   ( 11 занятий-младшая группа, 12 занятий- средняя группа).

·        Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в старшей и подготовительной группе? (15 занятий старшая группа, 17 занятий подготовительная группа).

·        В какие дни недели и в какое время суток необходимо проводить занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения?   ( в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей – вторник и среду).

 

Ведущий: жюри, прошу высказать свое мнение и выставить баллы за предыдущий конкурс. 

3. Задание « Об общей культуре воспитателя в шутку и всерьез».

                                             Литература:

-  Сказка о пользе коллективного труда?  (Репка). 1 ком.

-  Литературный революционер-канатоходец?    ( Тибул). 1 ком.

-  «Дворовой» язык или специфический говор?    ( Сленг).  2 ком.

-  Лошадь для поэта?    ( Пегас).  2 ко                                            Искусство:

-  Танец на пальцах?   (Балет).  1 ком.

-  Простыня, за просмотр которой платят деньги?   ( Экран).   1 ком.

-  Скоростной просмотр фотографий?  ( Фильм).  1 ком.

-  То, что идет сразу после вешалки?  ( Театр). 2 ком.

-  Содержание программ на послезавтра?    ( Анонс).  2 ком.

-  Крупный христианский  храм?   ( Собор). 2 ком.                                             Спорт

- Небольшой резиновый диск черного цвета, за которым увлеченно бегают мужчины?     (  Шайба).  1 ком.

-  Спортивный каюк, кранты, амба, конец?    ( Финиш).  1 ком.

-  Резкое увеличение темпа бега?      ( Рывок).   1 ком.

-  Спортивная растянутая авоська, на которой прыгают?    ( Батут).1 ком.

-  Спортивные скоростные соревнования на автомобилях?  ( Ралли).2 ком.

-  Остроконечный легкоатлетический  снаряд для метания?   ( Копье).  2 ком.

-  Спортивный переходящий приз?  (Кубок).  2 ком.

-  Очень гладкое место из замершей воды для танцев?  ( Каток ).  2 ком.                                        

  История

  -  Праздничные цветы на небесах?   ( Салют).   1 ком.

  -  Религиозная группа, община, отколовшаяся от церкви? ( Секта).1 ком.

  -  Священная книга мусульман?    ( Коран).  2 ком.

  -  Склад государственных бумаг?   ( Архив).  2 ком                               О русских  обычаях и традициях в шутку и в серьез.

-  На какие праздники особенно любили гадать девушки?   (Святки).

-  Назовите самый короткий народный праздник.  (Ночь на Ивана Купалу).

-  Без какого блюда невозможен обед на Руси?  (Хлеб).

-  Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень).

-  Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство.

                                                                                      (Лучина).

-  Какая самая распространенная на Руси обувь?      (Лапти).

-  Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья).

-  Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град).

-  Как называется трехструнный щипковый инструмент?   (Балалайка).

-  Каким музыкальным инструментом владел Садко?     (Гусли)                             

       4. Задание «Реши ситуацию».

          Ведущая: Сейчас я вам раздам карточки с педагогическими ситуациями, а вы, пожалуйста, проанализируйте. А комиссия выслушает результаты и даст соответствующую оценку ответов.

·        По режиму пора начинать занятие, а группа детей с увлечением строит мост…. Вопрос:   Как должен поступить воспитатель? - Задержать начало занятия?  - Прервать строить мост?

 

·        На занятиях по изобразительной деятельности девочка ничего не хочет делать. Воспитательница внушает ей, что все это пригодиться ей в будущем. Девочка твердо отвечает: « Я выйду замуж за богатого. У меня будет прислуга. Ничего такого мне делать не придется».  Вопрос: «Что ответить девочке?»

 

·        Выйдя на работу после болезни, воспитатель обнаруживает, что коллега, ее замещавшая, оценивает детей с плохой стороны. «Вот и оставь вас, расстраивается воспитательница,- как вы меня подвели, дети!» Дети оправдывались: «Но с вами, Ольга Геннадиевна, было лучше!» Получается. Что коллега вела себя с детьми строго, и дети не виноваты. Вопрос: «Что делать?»

·        Утром, встречая детей. Приветливо поздоровавшись ними, воспитатель спрашивает каждого, чем он хотел бы заняться до начала гимнастики. Тем, кто не может найти дело себе по душе, дает поручения: накормить рыбок, полить цветы. А с Юлей, малоразговорчивой девочкой, воспитатель ведет беседу о том, какой мультсериал больше всего ей нравиться, спрашивает его содержании. Вопрос:   а) Какие задачи решает воспитатель во время утреннего приема?      б) Какие виды деятельности могут быть организованы в этот период? Назовите.

                       Подведение итога  4 конкурса. 

Блиц Турнир: «Поговорим о правах ребенка».

 

·        Как называется основной документ по правам ребенка?  (конвенция о правах ребенка).

·        В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18).

·        На кого конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей).

·        С какого возраста ребенок  способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет, с 16 лет).

·        Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? (авторитарный).

·        Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью)

 Задание

·        « Кто больше». Командам поочередно предлагается назвать сказки, в которых нарушены права.  (На подготовку дается 5 минут). 

·        « Знатоки программы»  (на подготовку 5-7 мин, для ответа-10 мин.)

  Определить для каждой группы программное содержание занятия   

                                Подготовительная группа

    Программное содержание: Познакомить детей со статьей Конвенции «Каждый ребенок имеет право на имя». Учить называть полным именем своих родителей, друзей. Познакомить с понятием  «отчество». Расширить знания детей о происхождении имени, отчества, о том, как на Руси давали имена, и что они означали. Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

                              Подготовительная группа

    Программное содержание: Обобщать знания детей  об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать формированию чувств собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности  (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.); развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения к другим людям.

                             Старшая группа.

   Программное содержание: Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей, с правом на воспитание в семейном окружении; с понятием  «род», «семья»,  «родители». Формировать представление о семье, как о людях, которые заботятся друг о друге,  любят друг друга. Развивать интерес к истории своего рода. Воспитывать чувство долга и внимания к своим ближним. 

                             Средняя группа.

  Программное содержание: Познакомить детей с понятием «семья». Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Уточнять представления детей о родственных связях, учить детей видеть признаки сходства и различия. Воспитывать привязанности к членам своей семьи.  

Разгадывание кроссвордов.

 На это задание каждой подгруппе дается по 10 минут.

 

В конце игры жюри подводит итог, определяет команду победительницу.

   Педсовет

«Формирование игровой деятельности дошкольников — необходимое условие в решении задач образовательной области  социально-коммуникативное развитие  при реализации  ФГОС ДО»

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по  организации и руководству игровой деятельностью дошкольников в решении задач образовательной области «социализация»».

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по реализации ФГОС образовательной области «социализация» через игровую деятельность дошкольников.

- выявить и проанализировать эффективность  используемых форм и методов игровой деятельности детей дошкольного возраста;

- определить позитивные стороны деятельности по организации игровой деятельности дошкольников, проблемы и перспективы;

Программа педагогического совета:

1.     Итоги тематического контроля «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп»

2.     Деловая игра «Повышение компетенции педагогов».

3.     Выступление из опыта работы «Виды игр  и их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста»   (Максимова И.Ю.)

4.     Выступление из опыта работы «Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста» (Дианова Т.Н.)

5.     Выступление из опыта работы «Формирование у детей интереса к подвижным играм» (Гриненко Е.В.)

6.     Мастер-класс

7.     Мозговой штурм.

Ход педсовета

Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у детей отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками? Причины этому — взрослые сами не умеют играть; просветительской работе по вопросам организации игры дома уделяется мало внимания.

1.     Итоги тематического контроля «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп» (справка прилагается).

2.     Деловая игра «Повышение компетенции педагогов».

Сегодня в рамках педсовета проводится деловая игра «Повышение компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о сюжетно-ролевых играх и продемонстрировать ваши многочисленные таланты

Организационный момент:  Предлагаю   рассмотреть образовательную  область «Социально-коммуникативное развитие»

·        Актуальность темы педагогического совета.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

ü развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

ü формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Современные условия жизни, диктуют активный образ жизни не только для взрослых, но и для детей. Дети посещают различные школы развития, секции, студии. Педагоги в погоне реализации «социального заказа» родителей уделяют очень мало времени игровой деятельности дошкольников.  В режиме дня ребенка на игре отводится небольшое количество времени.  Обучение  постепенно вытесняет свободную игру. Современные ученые доказывают, что игра является необходимым условием для развития полноценной личности человека. Сущность игры как одного из ведущих видов деятельности ребенка заключается в то, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений  людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. Игра является средством познания действительности. И так, игра  является социально-педагогической формой организации детской жизни и детского общества в решении образовательных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 

·        Викторина «Отвечай-ка»

Викторина «вопрос – ответ».

1.     Назовите этапы становления  сюжетно-ролевой  игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

2.     Психические процессы, формирующиеся в процессе  игры? (внимание, память, мышление)

3.     Назовите компоненты сюжетно-ролевой  игры (сюжет, содержание, роль)

4.     Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:

ü Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.

ü Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

5.     Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

6.     Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

7.     Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

8.     Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

9.     Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры  (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

10. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

11. Назовите  игрушки, моделирующие отношения вне дома (дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта, техника, игрушки связанные с трудом других людей)

12. Надо ли запрещать так называемое  военизированые игрушки? (нет, не надо; если убрать все «военные» игрушки, ребенок все равно найдет возможность «поиграть в войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут в себе определенную функцию … (будущие защитники Родины).

13. В  чем заключается косвенное руководство педагога играми детей? (Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д. , то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного  воздействия на игры детей является внесение игрушек  и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием  используется для того, чтобы вызвать интерес  у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей.  Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей

14. В  чем заключается прямое руководство педагога играми детей? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать , что основное условие использования этих приемов  — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.)

 

·        Конкурс «Размышляй-ка»

1.     Чем отличаются сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации?

2.     Чем отличаются сюжетно-ролевые игры и режиссерские игры?

Ответ: основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Главная черта сюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей. Элементами этой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменения детской фантазий, — сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменить.

В режиссерской игре ребенок, проявляет творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, ребенок развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, которое считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.

·        Предлагаются пед.ситуации.Хочу такой сайт

Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие»: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.

Вопросы: Как поступить воспитателю в данной ситуации? Как работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

(Ответ:Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.)

 

·     Максим (4 года)катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы  при этом решили задачи педагогического руководства?

  

Мозговой штурм  - вопрос каждой команде

1.     Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)

2.     Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)

3.     Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

4.     Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)

5.     Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

6.     Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

7.     Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры. (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

8.     Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры (Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р. А. Иванкова, Е. И. Щербакова, Д.Б. Эльконин)

9.     Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру( оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

 

Решение  педсовета:

1.     Воспитателям групп оформить картотеку сюжетно – ролевых игр с подробным описанием по возрасту детей. В мае 2016 года предоставить данный материал на педсовет

2.     Систематически планировать и проводить сюжетно- ролевые игры в соответствии с программными требованиями 

3.     Информировать родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей и обогащению развивающей среды

4.     В целях совершенствования условий при организации игр в группах: рассредоточить атрибуты для сюжетных игр, обеспечив детям общение небольшими коллективами (отв.: все воспитатели).

5.     В целях совершенствования условий для организации сюжетно- ролевых игр в группах пополнить развивающую среду атрибуты для игр в соответствии с возрастом


Закончить хотелось бы словами американского психолога Эриха Фромма:

«Играя, дети учатся прежде всего развлекаться,

а это одно из самых полезных занятий на свете».


·        Актуальность темы педагогического совета.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

ü развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

ü формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Современные условия жизни, диктуют активный образ жизни не только для взрослых, но и для детей. Дети посещают различные школы развития, секции, студии. Педагоги в погоне реализации «социального заказа» родителей уделяют очень мало времени игровой деятельности дошкольников.  В режиме дня ребенка на игре отводится небольшое количество времени.  Обучение  постепенно вытесняет свободную игру. Современные ученые доказывают, что игра является необходимым условием для развития полноценной личности человека. Сущность игры как одного из ведущих видов деятельности ребенка заключается в то, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений  людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. Игра является средством познания действительности. И так, игра  является социально-педагогической формой организации детской жизни и детского общества в решении образовательных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 

·        Викторина «Отвечай-ка»

1.     Назовите этапы становления  сюжетно-ролевой  игры

 

2.     Психические процессы, формирующиеся в процессе   игры?

 

3.     Назовите компоненты сюжетно-ролевой  игры

 

4.     Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:

ü Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.

ü Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

5.     Творческий характер игры определяется наличием …

 

6.     Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль ….

7.     Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…

 

8.     Один из принципов организации сюжетно - ролевой игры – это …..

 

9.     Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры  

 

10. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру

 

11. Назовите  игрушки, моделирующие отношения вне дома

 

12. Надо ли запрещать так называемое  военизированые игрушки?

 

13. В  чем заключается косвенное руководство педагога играми детей?

 

14. В  чем заключается прямое руководство педагога играми детей?

 

·        Конкурс «Размышляй-ка»

 

1.     Чем отличаются сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации?

 

2.     Чем отличаются сюжетно-ролевые игры и режиссерские игры?

 

Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие»: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.

Вопросы: Как поступить воспитателю в данной ситуации? Как работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

 

Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы  при этом решили задачи педагогического руководства?

 

Мозговой штурм  - вопрос каждой команде

1.     Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. 

 

2.     Что является структурным компонентом игры? …. 

 

3.     Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. 

 

4.     Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно - ролевой игры…

 

5.     Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… 

 

6.     Один из принципов организации сюжетно - ролевой игры – это ….. 

 

7.     Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры.

 

8.     Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры

 

9.     Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру

 

ПЕДСОВЕТ: «Социально-личностное развитие дошкольников»


Сообщение на тему: «Использование игровых технологий

в социально-личностном развитии дошкольников»


В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов ФГОС дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

 Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.  Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.

Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.

Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

 

Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определённому алгоритму:

1.      Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2.      Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3.      Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4.      Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)

 

Вот некоторые ситуации, которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят:

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

3. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».

4. Следующие ситуации типа «Мы дружим со школьниками».

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учениками школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учеников.

5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

Необходимо воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

Ребёнок должен прежде всего осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.

 

В работе можно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей.

 

Оформить альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениями о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

Традиционным  в дошкольных учреждениях становятся проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.

В  условиях детского сада необходимо проводить мониторинг: каким образом происходит социальное развитие ребенка-дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду.   Результаты диагностики необходимы для  планирования совместной и индивидуальной работы с     детьми. 

Игры-тренинги с воспитателями

 (социальный педагог или старший воспитатель выступает в роли воспитателя, воспитатели – в роли детей)

 

Игры для формирования у детей дошкольного возраста

культуры общения

«Жизнь в лесу»

Воспитатель садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей.

Воспитатель. Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных                 языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

            Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Добрые эльфы»

            Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель. Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

  Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

            Разыгрывается бессловесное действо.

«Ожившие игрушки»

Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

            По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-то затрудняется, взрослый предлагает ещё раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

«Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«Позови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Передача чувств»

Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

 

Игры на развитие коммуникативных способностей детей

дошкольного возраста

Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам

«Зайчики и лиса»

Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту – другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

«Совушка – сова»

Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребёнок – сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т.д.), птички бегают вокруг неё, осторожно к ней приближаются.

Воспитатель:

«Совушка – сова, большая голова,

На дереве сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Вдруг она как полетит…

При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.

В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.

Учим контролировать движения и работать по инструкции

«Холодно – горячо, право – лево»

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

«Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

«Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями ( в системах взрослый – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака « - «).

Ребёнок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

«Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнёр (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.

Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8722) 67-63-58, +7(8722) 67-63-58

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».